logo white5 100 small
Воскресенье, 20 Мая 2018

Элитное образование в ЮУрГУ

Вторник, 26 декабря 2017 00:00   Александр ДРОЗИН, директор ЦЭО ЮУрГУ и Елена КУРКИНА, заместитель директора ЦЭО ЮУрГУ

Уже полтора года в ЮУрГУ реализуется система элитного образования. Эта система предназначена для тех студентов, которые уже сейчас думают о своей будущей карьере, готовы тратить силы, создавая фундамент своего будущего.

В настоящее время элитная подготовка студентов осуществляется в восьми институтах нашего университета: АС, ВМБШ, ВШЭУ, ВШЭКН, ИЛМК, ИСГН, ПИ, ЮИ. Руководит этой системой проректор Андрей Александрович Радионов, непосредственную работу со студентами осуществляет Центр элитного образования (директор – Александр Дмитриевич Дрозин, заместитель – Елена Юрьевна Куркина).

Что же это такое – система элитного образования ЮУрГУ? Как она устроена?

На образовательных программах, на которые поступает большое число абитуриентов с высоким уровнем школьной подготовки, формируются отдельные группы элитной подготовки (академические элитные группы). Программы элитного образования, реализуемые в этих группах, состоят из основной образовательной программы и особых дополнительных факультативных дисциплин, которые не изучают обычные студенты. Такая подготовка осуществляется в АСИ, ВШЭУ и ЮИ.

В ВМБШ, ВШЭКН, ИЛМК, ИСГН и ПИ элитное образование осуществляется по-другому. «Элитные» студенты этих групп посещают свои обычные академические занятия и, кроме того, обучаются дополнительно в элитных группах. Отдельные элитные группы здесь создаются из студентов не одного, а нескольких родственных направлений (специальностей). Например, в Политехническом институте такие многопрофильные элитные группы создаются на базе отдельных факультетов.

Однако занятия с элитными студентами – это лишь часть работы, и не самая главная. Мы хотим иметь не элитных студентов, не каких-то там зубрилок, а элитных выпускников, таких выпускников, которых был бы счастлив заполучить любой работодатель, любое предприятие, любая фирма. Как же это будет происходить?

Еще на младших курсах студенты элитного обучения будут посещать предприятия и фирмы наиболее перспективных работодателей. Если какое-либо предприятие понравилось достаточно большому числу студентов, мы начинаем с ним работать.

Во-первых, узнаем, какие выпускники, с какими качествами им особенно нужны. Что наши выпускники должны знать и уметь, чтобы сразу же уверенно делать карьеру на их предприятии. После этого разрабатываем, с привлечением специалистов предприятия, соответствующие курсы и обучаем заинтересованных в работе на этом предприятии студентов.

Кроме того, мы договариваемся с предприятием о том, чтобы наши элитные студенты проходили практику именно у них, чтобы они уже сейчас были «своими» людьми на этом предприятии.

Но и этого мало. Высший уровень сотрудничества наших элитных студентов с будущим местом работы заключается в следующем. Мы выясняем у руководства предприятия, какие у них есть проблемы и «узкие места» и заключаем с ним договор на выполнение проекта по решению какой-либо из этих проблем. Работу выполняет всё та же группа студентов под руководством ведущих специалистов нашего вуза и предприятия. Если группа хорошо зарекомендует себя, то этот договор будет включать гранты, студенты станут получать за это деньги.

Но это всё на старших курсах, когда студенты уже начали изучать свои профессиональные предметы. А чем элитные студенты занимаются на первом и втором курсах?

Это время используется для того, чтобы создать фундаментальную базу, сделать студента творческим человеком, умеющим применять свои знания во всех областях своей деятельности и знающим, как это сделать.

Например, в первые годы обучения студенты технических направлений изучают такие предметы как математика, информатика, физика. Наиболее важным и трудным из них является математика. Поэтому на элитных занятиях первого года обучения для этих студентов упор сделан на математические предметы. Вот некоторые из них.

Избранные главы высшей математики. Здесь рассматриваются некоторые разделы математики, которые не изучаются на обычных занятиях, но будут полезны студентам, поднимут их уровень и расширят кругозор.

Математические модели. Это применение математики к нематематическим областям науки и техники. Человек, владеющий навыками математического моделирования, имеет громадное преимущество перед другими. Например, нужно усовершенствовать какой-либо механизм или процесс. Обычно для этого проводят много дорогостоящих опытов, делают различные варианты механизмов и наконец находят оптимальный вариант или приходят к выводу, что ничего сделать нельзя. На это уходят годы.

Человек, владеющий математическим моделированием, поступает иначе. Он запишет все процессы и взаимосвязи в изучаемом объекте в виде математических формул, составит систему уравнений, найдет метод ее решения и напишет компьютерную программу. Далее он сидит за компьютером, вводит различные исходные данные и смотрит, что при этом получается. Он выбирает оптимальный вариант и проверяет на реальных объектах лишь его. Проблема решена. Вместо нескольких лет он потратит несколько месяцев. Математическое моделирование – очень перспективный предмет.

Третий предмет, который мы хотим дать студентам элитных групп первых лет обучения – это фундаментальные и профессиональные дисциплины на английском языке. Студенты должны уметь понимать международную профессиональную литературу и уметь общаться с иностранными специалистами на профессиональные темы, выступать на международных конференциях. При этом основное внимание уделяется аудированию, устной речи. Нашему элитному выпускнику, возможно, придется часто бывать за границей, представляя там свое предприятие или решая различные производственные вопросы. Он должен быть способен вести переговоры на профессиональные темы, понимать, о чем говорит собеседник, и уметь выразить свои мысли. Начинать такое профессионально-языковое обучение легче всего с математики и физики. Там четкие профессиональные термины, простая грамматика. Занятия проходят следующим образом. Студенты просматривают видеофайл с записью лекции по соответствующей теме одного из лучших профессоров ведущих университетов США или Англии. Затем они изучают незнакомые слова, впервые появившиеся в данной лекции. Далее разбирают текст лекции, не оставляя ни одного непонятного места или слова. После этого снова прослушивают лекцию, но уже маленькими порциями, пытаясь опознать на слух каждое слово и выражение, повторяют по-английски, пытаясь правильно передать произношение, и переводят фрагменты. На следующем занятии студенты выступают с докладами по теме разобранной лекции. Все доклады, естественно, на английском языке.

Наши студенты могут посещать любые занятия системы элитного образования. У нас много интересных курсов. Например, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – очень полезный и интересный предмет, учащий нестандартному мышлению, умению находить новые решения проблемы там, где ранее казалось, что ничего нельзя сделать.

Конфликтология – очень важный предмет для будущего начальника. Как вести себя, чтобы у твоих подчиненных конфликтов не было, и, как их «разруливать», если они возникли? Основы самоменеджмента и планирования карьеры. Само название говорит, насколько полезен и важен такой курс.

Вот еще часть наших курсов: «Современные технологии управления общественным мнением в пространстве международных коммуникаций», «Предпринимательское право», «Стилистика русского языка», «Мастерская письменного делового текста, научный медиатекст», «Новые информационные технологии в переводческой деятельности», «Школа олимпиадного программирования», «Искусственные нейронные сети», «Введение в компьютерное зрение» и другие.

Каждый студент элитных групп может дополнительно к своим «элитным» занятиям посещать лекции и практические занятия по любому из этих курсов.

По окончании обучения, помимо обычного диплома, выпускники элитных групп получат диплом об элитном образовании Южно-Уральского государственного университета. Кроме того, в выписку к обычному диплому будут добавлены дополнительно прослушанные курсы.

Как же устроена система элитного образования нашего университета?

На диаграмме представлены основные компоненты этой системы. Это проректор Андрей Александрович Радионов, высшие школы, институты и факультеты, желающие иметь элитных выпускников, Центр элитного образования университета, перспективные предприятия и фирмы.

Для каждого подразделения указан его руководитель и ответственный за элитную подготовку студентов своего подразделения.

Как же функционирует система элитного образования нашего университета? Как связаны ее элементы?

Здесь следует выделить внешние (для университета) и внутренние связи.

Внешние связи – это связи университета, в том числе его элитного образования, с работодателями. Эта работа, в основном, лежит на директорах высших школ и институтов, деканах факультетов под руководством проректора А.А. Радионова. К ней также подключается Центр элитного образования. Для каждого интересного предприятия выясняются потребности в кадрах, разрабатывается перечень знаний и умений, которыми должны обладать наши выпускники, чтобы быть востребованными на предприятии, успешно делать карьеру. Заключаются договора о стажировках наших студентов на предприятии, о прохождении практик. Выясняются проблемы предприятия, «узкие места», выясняется, нет ли среди проблем таких, которые могли бы решаться нашими «элитными» студентами под руководством наших специалистов и, в этом случае, заключаются договора с предприятиями на проектную деятельность «элитных» студентов с финансированием от предприятия.

Дальше начинается работа подразделений. Получив перечень необходимых для данного предприятия знаний и компетенций, ведущие специалисты соответствующего института (высшей школы), совместно с представителями предприятия и Центра элитного образования составляют программы специальных дисциплин, нужных предприятию. Они утверждаются Советом института (высшей школы) и профильным проректором и передаются к исполнению в Центр элитного образования. Там, по рекомендации института (высшей школы), подбирают лекторов, заключают с ними договоры о чтении спецкурсов, согласовывают расписание.

В случае, если дело дошло до проектной деятельности, дирекция института (высшей школы) подбирает ведущего специалиста по теме данного проекта и назначает его руководителем проекта. Он согласовывает с предприятием техническое задание, условия финансирования, гранты для оплаты работы студентов и прочие детали. Далее руководитель проекта совместно с заместителем директора института (высшей школы) по элитному образованию и Центром элитного образования подбирает проектную группу из числа наиболее подходящих «элитных» студентов и начинает работу. Эти ребята постоянно посещают предприятие, встречаются с его руководством, становятся «своими людьми» на предприятии. По окончании университета они имеют все шансы на успешную карьеру на этом предприятии.

Внутренние связи. Здесь основную роль играет Центр элитного образования университета (ЦЭО), который осуществляет координацию элитного образования в университете, реализацию общей политики и концепции элитного образования во всех подразделениях университета. Его функции следующие:

1. Осуществление необходимой методической и информационной поддержки подразделений в области элитного образования.

2. Совместное с руководителями соответствующих подразделений участие в процессе составления программ дополнительных учебных дисциплин.

3. Проведение регулярных совещаний с ответственными за элитное образование в подразделениях.

4. Проведение учебно-воспитательной работы со студентами элитных групп.

5. Освещение работы элитных групп в средствах массовой информации, на сайте университета и в социальных сетях.

6. В многопрофильных элитных группах, кроме того – организация занятий в элитных группах, которая включает в себя:

  • оказание помощи подразделениям в организации набора студентов в элитные группы;
  • оказание помощи в подборе преподавателей для групп элитного обучения;
  • составление расписания занятий, совместимого с основным обучением;
  • контроль проведения занятий в элитных группах;
  • организацию консультаций по изучаемым курсам.

Как же попасть в группы элитного образования? Набор в элитные академические группы (АСИ, ВШЭУ, ЮИ) производится при поступлении в университет среди наиболее высокобалльных абитуриентов.

Набор в многопрофильные элитные группы (ПИ, ВШЭКН, ВМБШ, ИСГН, ИЛМК) производится в начале второго семестра из числа студентов, хорошо сдавших первую сессию. При этом смотрят не только на оценки, но и, прежде всего, на степень целеустремленности студента. Ведь учиться здесь непросто, у нас большой отсев. Поэтому мы приглашаем тех студентов, которые готовы трудиться сейчас ради удачного старта своей карьеры, ради обеспеченного будущего.

Если считаете, что вы такой человек и хотите получить элитное образование, нужно подойти к своему заведующему выпускающей кафедрой, декану, директору института (высшей школы) или его заместителю по элитному образованию и написать заявление, а в случае положительного решения – прийти на встречу с кандидатами в элитные группы, организуемую дирекцией института (высшей школы) или деканатом факультета совместно с Центром элитного образования и записаться в элитную группу. Занятия начнутся во второй половине февраля.

Успехов! Создавайте свое будущее сегодня!

 

 Хроника событий

Уже полтора года в ЮУрГУ реализуется система элитного образования. У нас обучаются элитные группы двух типов: это академические элитные группы и многопрофильные элитные группы. Элитные академические группы учатся по основным образовательным программам, к которым добавлены дополнительные спецдисциплины.

Многопрофильные элитные группы создаются на базе отдельных институтов или факультетов. «Элитные» студенты этих групп посещают свои обычные академические занятия, а кроме того, обучаются дополнительно в элитных группах.

С 1 сентября в нашем университете появились четыре новые академические элитные группы: одна в АСИ, две – в ВШЭУ и одна – в ЮИ.

С 23 октября начались занятия на втором курсе многопрофильных элитных групп. В этом семестре занятия организованы по-новому. Введено элективное факультативное обучение. Помимо своих обычных, обязательных занятий, наши студенты могли посещать лекции по любой дисциплине, читаемой в системе элитного образования. В этом году таких дисциплин было почти два десятка (таблица).

На второй неделе декабря закончились занятия в многопрофильных элитных группах. По окончании ребята сдавали, в зависимости от предмета, тесты, зачеты или экзамены.

30 ноября часть наших студентов ездила знакомиться с очень перспективным предприятием «Метран», принадлежащим американской корпорации Emerson. «Метран» выпускает измерительную аппаратуру высокого уровня. Там работают специалисты самых различных направлений. Многие ребята выразили желание найти работу или хотя бы пройти практику в этой группе компаний.

– Экскурсия проведена на высшем уровне, всё четко разъяснили, получил огромное количество полезной информации. Несомненно, поездка поможет определить, какие знания и навыки нужно совершенствовать, чтобы в будущем иметь возможность работать на таких серьезных, профессиональных предприятиях, как «Метран»! – говорит студент энергофакультета Владимир Устименко.

– Понравилось предприятие. Хорошее техническое обустройство завода, новейшее технологическое обеспечение. Заметна забота о персонале, комфортные условия труда, – отмечает второкурсник Политехнического института Андрей Александров.

А студенты ВШЭУ ЮУрГУ, обучающиеся в группе элитной подготовки по профилю «Проектное финансирование, экономика и организация промышленности» побывали на экскурсии в главном офисе Сбербанка в Челябинске.

Группа элитной подготовки набрана в этом году кафедрой экономики промышленности и управления проектами (заведующий кафедрой – Н.С. Дзензелюк, ответственный за элитное образование в ВШЭУ – А.В. Карпушкина) совместно с Челябинским отделением Сбербанка, в настоящее время в ней обучается 24 человека.

Начальник отдела по работе с персоналом Татьяна Яковлева познакомила потенциальных сотрудников с моделью обслуживания и этапами карьерной лестницы в банке, а выпускник кафедры ЭПиУП 2007 года Евгений Серяпин, который с августа занимает должность начальника управления кредитования, поделился собственным опытом карьерного роста. Также в рамках экскурсии состоялась встреча первокурсников с заместителем управляющего Челябинским отделением Владимиром Антоновым. В своем выступлении он подчеркнул, что в Сбербанке у каждого сотрудника есть возможность развиваться и делать карьеру, рассказал о возможностях личностного развития и непрерывного обучения, которые дает Сбербанк, о корпоративном университете банка. По завершении встречи все студенты получили в подарок книги из библиотеки Сбербанка – бестселлеры и новинки деловой литературы от ведущих издательств.

– Целью экскурсии было не только знакомство первокурсников с банком, но и повышение их мотивации к учебе, стремления стать высококлассными специалистами, – отметила Татьяна Яковлева.

– Получили много интересной информации, – вспоминали студенты. – Общение с руководством Сбербанка придало уверенности, что после окончания учебы мы станем действительно востребованными специалистами, показало возможности дальнейшей самореализации и будущего карьерного роста.

21 декабря, в рамках проектного обучения студентов элитных групп, состоялась экскурсия студентов технических направлений элитного образования на завод «Электромашина». Побывать на оборонном предприятии ребята смогли благодаря содействию декана энергетического факультета С.А. Ганджи. Организовать экскурсию помогли начальник НТЦ С.А. Благов и главный конструктор НПО «Электромашина» В.В. Кардаполов, а проводил ее конструктор Николай Неустроев. Студенты элитных групп ЮУрГУ получили возможность подробно ознакомиться с предприятием, где уникально всё: люди, задачи, оборудование – и современное, и советское. Экскурсанты побывали во всех подразделениях завода, где выпускается новая техника. Очень интересной личностью оказался наш гид Николай Неустроев. На завод он пришел еще будучи студентом третьего курса энергофака ЮУрГУ, а получив диплом, устроился здесь на постоянную работу. Он сказал, обращаясь к нашим студентам:

– Имейте в виду, – сказал он студентам, – всё, что вы учите в университете, пригодится: и математика, и физика, и общественные науки. А потом придется учиться всю жизнь.

И действительно, в конструкторском отделе у каждого сотрудника на полке гора специальной литературы. ЗЭМ регулярно проводит повышение квалификации своих сотрудников. Работать там интересно.

НПО «Электромашина» – это решение творческих, важных для государства задач, это новое электрооборудование, это завтрашний день, созданный сегодня, это новые мощности, новые скорости и новые возможности для каждого из нас, и для всей страны. Чем выше цель, тем больше задач требуется решить для ее достижения. Мы надеемся, что наши лучшие, элитные студенты станут надёжным помощником и партнёром НПО, смогут применить своё уникальное образование для решения проблем уникального предприятия. Отдельная благодарность специалистам, которые помогли провести экскурсию: проректору по учебной работе А.А. Радионову, декану энергетического факультета С.А. Гандже и специалисту НПО «Электромашина» Н.Ю. Неустроеву.

Элитные студенты ЮУрГУ и лучшие предприятия Челябинска – это мощный научно технический потенциал. Впереди нас ждет много интересных экскурсий и более серьезных контактов с будущими работодателями.

Поздравляю наших студентов с Новым годом, желаю здоровья, интересной жизни и успешной карьеры!

Прочитано 430 раз Рубрика: [ Образование ]
X
Читайте также:

Учёные идут в бой

Состоялся второй раунд Научных боёв молодых ученых ЮУрГУ. На этот раз состязания проходили в «Точке кипения» на базе Челябинского IT-Парка. Организато...

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *