Суббота, 20 Апреля 2024

Стресс «сидит в печёнках»?

Вторник, 21 марта 2017 00:00   Юлия УЗЬМОВА
Стресс «сидит в печёнках»? Фото Олега ИГОШИНА и Фотошколы ЮУрГУ
Вадим Цейликман Вадим Цейликман

В Южно-Уральском государственном университете действует уникальная, не имеющая аналогов ни в России, ни за рубежом Лаборатория нейрогепатологии, где изучается один из самых главных, жизненно важных органов человека – печень.

Лаборатория создана в рамках Проекта 5-100 в ходе развития такого прорывного направления, как изучение молекулярных механизмов хронического стресса. Биохимические процессы, которые происходят в печени в условиях стресса, в ЮУрГУ исследуют уже двадцать лет.

– Наши изыскания и выводы позволили рассмотреть уже имеющиеся в науке данные в новом свете, – говорит руководитель лаборатории, заместитель директора Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман.

Новая лаборатория функционирует с ноября 2016 года, её зарубежный куратор – профессор Джулио Лицинио из Австралии, один из ведущих в мире специалистов, изучающих механизмы хронического стресса. Его индекс Хирша в версии Web Of Science равен 55, а в версии Scopus – 66. Изучать психические заболевания, ассоциированные с хроническим стрессом, он начал еще в 1990-х – ныне эти его исследования признаны классическими. Профессор Лицинио – основатель и главный редактор одного из наиболее авторитетных в международном сообществе научных изданий – журнала «Молекулярная психиатрия», с импакт-фактором, приближающимся к 15. Опыт Джулио Лицинио активно изучается и широко используется учеными ЮУрГУ.

– На данный момент в лаборатории работают два кандидата биологических наук – темы их докторских диссертаций связаны именно со стрессом. Студенты тоже активно участвуют в исследовательском процессе, – говорит Вадим Эдуардович.

Суть изучения молекулярных механизмов хронического стресса в том, что головной мозг во время стресса получает определенные сигналы от разных органов, в том числе от печени. Она является не только подчиненным головному мозгу органом – её работа создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования мозга во время стресса. Исходя из результатов своих исследований, ученые ЮУрГУ сделали вывод: мозг – орган гепатозависимый, то есть зависимый от печени.

– В прошлом году, – рассказывает профессор Цейликман, – в рамках заседания Международного научного совета в университет приезжал профессор Лейденского университета в Нидерландах доктор Рон де Кло. В ходе нашей беседы он высказал совершенно справедливое возражение, что мозг также зависим и от сердца, и от желудка и от других органов. Но мне удалось обосновать позицию нашей лаборатории на очень простом примере: источником энергии для головного мозга может служить только глюкоза – а она вырабатывается печенью.

Можно сказать, что печень – универсальный биохимический завод, который поставляет организму полезные вещества. Южно-уральские ученые называют ее метаболическим мозгом человека. И главная задача Лаборатории нейрогепатологии – выяснить, каким образом печень обеспечивает работу головного мозга в условиях стресса.

– Наши исследования связаны с возникновением заболеваний при хроническом стрессе, в том числе при синдроме посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Мы пытаемся узнать первопричину неэффективности лекарственных средств и разработать новые формы лечения при синдроме ПТСР, – поясняет Вадим Цейликман.

Введенные лекарства проходят через печень и подвергаются там определенной химической модификации. Поражение печени, повреждение механизмов этой модификации делает неэффективным введение большинства препаратов при синдроме ПТСР. На данный момент изучение таких механизмов – приоритетное направление работы Лаборатории нейрогепатологии. Сейчас ученые совместно с Лабораторией компьютерного моделирования лекарственных средств разрабатывают комплексный подход для поиска новых препаратов. В стратегические планы Лаборатории нейрогепатологии входит поиск нелекарственных методов лечения ПТСР, а также использование созданной учеными-биологами ЮУрГУ линейки продуктов «антистресс» в профилактических целях. Возможно, что в ближайшие двадцать лет наши исследователи, детально изучив все процессы, протекающие в печени, смогут решить проблему транспортировки лекарств к головному мозгу и таким образом найти эффективное средство от стресса.

Прочитано 3462 раз Рубрика: [ Наука и инновации ] Последнее изменение Пятница, 31 марта 2017 17:28