Четверг, 25 Апреля 2024

Химики знают, как устроен мир

Понедельник, 28 мая 2018 00:00   Татьяна СТРОГАНОВА

Ежегодно в России в последнее воскресенье мая отмечается День химика. Этот праздник был учрежден в честь специалистов, обеспечивающих работу химической промышленности. Прекрасный повод напомнить всем, какую важную роль в нашей жизни играет химия. Об этой удивительной науке рассказывает декан химического факультета ИЕТН, директор научно-образовательного центра «Нанотехнологии», доктор химических наук, профессор кафедры экологии и химической технологии Вячеслав Викторович Авдин.

– Какими знаниями и профессиональными качествами должен обладать химик?

– Он должен понимать, как устроен мир. В этой части задачи химика пересекаются с задачами представителей других естественных наук. Отличия химика в том, что он должен знать, как устроены и как взаимодействуют друг с другом вещества и что из этого получается. Есть и другое выражение этой же мысли: основная задача химии – нахождение связи «структура – свойство». То есть задача – получение новых материалов, причем во всех областях: физике, медицине, биологии и так далее. Не зря М.В. Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Все предметы, которые нас окружают, – продукты химической переработки природного сырья. Профессиональные качества химика – это умение находить связь между структурой и свойством и потом получать нужные структуры, обладающие требуемыми свойствами.

– Где востребованы выпускники химического факультета?

– В 1990-х – начале 2000-х экономическая ситуация была такой, что многие выпускники шли работать не по специальности. Поэтому на предприятиях всей страны существует большой дефицит кадров, имеющих хорошее образование в области химии и смежных областей – и практически по всем из них ведется подготовка на нашем факультете. Поэтому наши выпускники востребованы как по всей России – от Калининграда до Камчатки, так и по всему миру: они работают в США, Германии, Франции, Италии, Испании, Финляндии… Из промышленных гигантов Челябинска в числе мест трудоустройства наших выпускников можно назвать ЧТПЗ, ЧЦЗ, «Мечел», «Метран», КОНАР.

– Как факультет отметит 11-летие?

– Это не юбилейная дата, поэтому, думаю, отметим скромно. Тем более что впереди 75-летие университета, а ведь все мы работаем в конечном итоге на благо вуза в целом. Ну, конечно, поздравим студентов и сотрудников, определим лучших, наградим их грамотами.

– Каковы достижения факультета в этом учебном году?

– Они связаны с задачами, которые ставит перед нами руководство. Один из приоритетов – повышение количества и качества публикаций. В прошедшем учебном году число публикаций в международных базах данных Scopus и Web of Science выросло вдвое. И уровень не подкачал. Один из наиболее качественно публикующихся наших коллег – Игорь Кривцов – в 2017/18 году опубликовал три статьи, которые не просто входят в Топ-10 по базам данных Scopus и Web of Science, а являются первыми в своем рейтинговом списке.

Сейчас химический факультет, как и весь университет, переходит на проектное обучение. И хотя учебные планы и прочие документы еще в работе, растет число студентов, вовлеченных в научные группы мирового уровня, то есть в те самые проекты. Увеличилась доля студентов младших курсов, интересующихся проектной работой. Это тоже вселяет оптимизм.