Версия для печати

К взлёту готовы!

Понедельник, 21 августа 2017 00:00   Редактор сайта
К взлёту готовы! Фото Олега ИГОШИНА

В третье воскресенье августа в России празднуют День авиации – этот профессиональный праздник отмечают не только специалисты, которые имеют отношение к воздушному флоту, но и все, кто пользуется услугами аэротранспорта, а также те, кто еще только осваивает профессии авиационного профиля.

Аэрокосмический факультет Политехнического института ЮУрГУ стремится к созданию регионального центра фундаментального элитного технического образования, который бы объединил усилия школ, колледжей, академических и военных институтов, отраслевых КБ авиационно-космического профиля.

На АК создано отделение подготовки специалистов авиационного персонала. Сергей Геннадьевич Хатунцев – один из ведущих специалистов университета, которые обучают будущих пилотов.

– Меня с детства тянуло к самолетам. Окончив летное училище, работал на Ульяновском «Авиастаре», затем в Ульяновском авиационном училище. На протяжении последних пяти лет с коллегами из университета развиваем направление подготовки пилотов. Обучение организовано в сетевой форме, теоретическую часть проводит аэрокосмический факультет, а учебную (летную) практику – Челябинское летное училище гражданской авиации, − рассказывает Сергей Геннадьевич.

У каждого летчика бывают случаи, когда неожиданная перемена погоды или неполадка, возникшая в механизме самолета, вносит коррективы в план полета. Поэтому крайне важно выработать у будущего пилота умение быстро оценивать ситуацию, чтобы принять единственно правильное решение.

– В Ульяновском училище при перелете с учебного аэродрома «Солдатская Ташла» на аэродром базирования «Баратаевка» на самолете Як-18Т произошел отказ выпуска левой стойки шасси, аварийно стойка также не выпускалась. Пришлось решать проблему придуманным по ходу полета способом – с пикирования «перегрузкой». Единственной пришедшей в негодность деталью стал цилиндр выпуска стойки шасси, − продолжает делиться воспоминаниями заведующий отделением подготовки специалистов авиационного персонала Сергей Хатунцев.

Современный самолет – это высокотехнологичное изделие, позволяющее выполнять полеты практически в любых погодных условиях, днем и ночью, на больших высотах и на огромные расстояния.

Авионика, установленная на современных воздушных судах, позволила убрать из кабины штурмана, бортинженера и бортрадиста – и работа, которую выполняли эти специалисты, легла на плечи двух пилотов.

Подготовка авиатора – длительный и кропотливый процесс, и начинается он с ВЛЭК – врачебно-лётной экспертной комиссии, которую члены экипажа регулярно проходят всю жизнь. Теоретическая часть учебного процесса, организуемая на базе аэрокосмического факультета, – одна из важнейших составляющих подготовки будущих лётчиков. Также важным условием профессиональной деятельности является знание английского языка.

Теоретические знания закрепляются на практике, которая состоит из двух частей: подготовки на тренажере и на самолете. В университете имеются технические средства обучения, разработанные под самолеты итальянской фирмы Tecnam: однодвигательный, первоначального обучения Р2002 SIERRA и выпускной двухдвигательный Р2006 TWIN.

– Тренажеры для того и предназначены, чтобы на земле до автоматизма отработать порядок действий во всех ситуациях, способных возникнуть в полете. Все особые случаи – вынужденная посадка, отказ двигателя, пожар – отрабатываются на тренажере, чтобы в воздухе не листать инструкцию. Все приборы на тренажере такие же, как на настоящем самолете. Заниматься на тренажерах могут все: и опытные, и начинающие. Обязательно отрабатывается взаимодействие внутри экипажа, − рассказывает пилот-инструктор летательных тренажеров ЮУрГУ Евгений Гаммер.

В университете оборудован спецкласс, где студенты АК в статике и динамике изучают одну из самых сложных систем летательного аппарата – двигатель.

– В классе конструкции двигателей самолетов есть стенд двигателя итальянских самолетов марки Tecnam. Почти все детали двигателя препарированы, поэтому можно увидеть, как работает его механическая часть. К тому же, он похож на автомобильный и, соответственно, проще осваивается студентами. В дальнейшем ребята переходят на более сложную технику – газотурбинные двигатели. Конструкция линейного самолета изучается на втором курсе, по модулю ATPL, для этого студентам предоставлен самолет Як-40. Это фундамент для освоения более сложной техники, − продолжает разговор Сергей Хатунцев.

Студенты АК факультета ЮУрГУ проходят практику в Челябинском лётном училище гражданской авиации «ЧелАвиа». Материально-техническая база училища соответствует всем стандартам, призванным обеспечить качественное обучение, и включает тренажеры, которые дают возможность ребятам привыкнуть к кабине и наглядно изучить систему запуска и управления самолетом.

В авиапарке находятся самолеты итальянской марки Tecnam, в частности, модели Р2002 и Р2006, на которых будущие пилоты оттачивают свое мастерство, поднимаясь в небо.

– Учебная (лётная) практика выполняется на вышеназванных типах воздушных судов и по объему составляет 150 часов, что позволяет выпускнику претендовать на получение свидетельства коммерческого пилота, имея которое он может работать в авиакомпании на самолетах от Аи-2 до Airbus и Boeing. Выпуск в 2017 году состоялся в июне в количестве 32 человек, − делится подробностями заместитель директора по безопасности полётов «ЧелАвиа» Сергей Курбатов.

Таким образом, вместе с ЧЛУГА аэрокосмический факультет ЮУрГУ успешно решает свою главную задачу − готовит грамотных, теоретически подкованных, практически обученных пилотов, умеющих летать как на одно-, так и на двухдвигательных самолетах, готовых к профессиональной деятельности в современных авиакомпаниях.

Прочитано 3019 раз Рубрика: [ Образование ] Последнее изменение Понедельник, 21 августа 2017 16:52