Версия для печати

Сделать мир надёжным

Вторник, 31 октября 2017 00:00   Екатерина КУЗНЕЦОВА

Инженером-механиком называют специалиста с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования. Но в действительности к представителям данной профессии предъявляются более высокие и разносторонние требования. Рассказывает профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технической механики аэрокосмического факультета ЮУрГУ Сергей Борисович Сапожников.

– В чём специфика работы инженера-механика? Насколько важна эта профессия?

– Мы живем в мире вещей, они вокруг нас: всё, что мы носим, где живем, на чем ездим, летаем, плаваем, что держим в руках, на чем сидим и с чем работаем и так далее. И все мы хотим, чтобы эти вещи были надежными и долговечными, недорогими и удобными. Инженеры-механики их придумывают и делают. А когда вещи выходят из строя – ремонтируют или разрабатывают новые. Важность нашей профессии состоит в том, чтобы сделать окружающий нас мир прочным и надежным!

– Как с годами изменилась профессия? Есть ли инновации в этой области?

– Раньше, когда инженеру-механику приходила в голову идея новой машины, он делал эскизы, предварительные расчеты, затем чертежи и отдавал их инженеру-технологу, чтобы изготовить детали, а потом собирал машину, запускал её, отлаживал, чтобы она работала так, как надо. Зачастую инженер менял конструкцию и вновь повторял весь цикл от чертежа до экспериментального образца-прототипа. На это затрачивалось много времени и средств. Сегодняшний день требует от инженера ускорения этого процесса и предлагает широко использовать цифровые трехмерные модели конструкций и численные (компьютерные) методы анализа их механических свойств. Разумеется, без экспериментальной проверки новую машину в серийное производство не запустят, но количество дорогостоящих прототипов и время выпуска новинки сокращается в несколько раз. Стоит ли говорить, насколько это важно для современной рыночной экономики?

– Что необходимо уметь, чтобы быть инженером-профессионалом?

– Вопрос объемный, но постараюсь ответить коротко: школьные математика и физика; вузовская классика: математика, теоретическая механика, сопромат, детали машин, технологии материалов, и вузовская современность: трехмерная графика, численные методы в механике, аэро- и гидродинамике, электромагнетизме, методы оптимального проектирования, механика композитных материалов, аддитивные технологии и непременно английский язык! Без него сейчас никак нельзя. Вот это всё или большую часть надо знать, чтобы быть профессионалом. У наших студентов есть все возможности, чтобы овладеть необходимыми знаниями и навыками.

Многие студенты задумываются о создании собственных малых инновационных предприятий. Для этого им к профессиональным инженерным знаниям стоит добавить солидную порцию экономики и менеджмента, здесь в помощь – программы УМНИК и СТАРТ, которые проводятся в университете.

– Где студенты проходят практику и где в дальнейшем работают?

– Практики у студентов разные по направленности и закрепляемым компетенциям: учебно-исследовательская, производственно-технологическая, преддипломная… Зачастую ребята на старших курсах уже находят место для будущей работы в должности инженера-механика: они стараются применить полученные знания в реальном техническом бизнесе, зарабатывают дополнительные деньги к стипендии. Другая часть ориентируется на работу в науке, включается в выполнение серьезных проектов по заказам предприятий, грантов, федеральных целевых программ, участвует в написании научных статей – готовится к поступлению в магистратуру и аспирантуру, чтобы стать кандидатами, а позднее и докторами наук. Прекрасный шанс для этого дает университетский Центр компьютерного инжиниринга, который сравнительно недавно открылся, но уже зарекомендовал себя как место, где раскрываются таланты. В нем сейчас работают преимущественно выпускники направления «Прикладная механика» аэрокосмического факультета, но есть и выпускники автотракторного, механико-технологического и энергетического факультетов Политехнического института ЮУрГУ. Ведь крупные технические проекты – это всегда комплексная, многодисциплинарная работа.

Могу заметить, что на большинстве инженерных специальностей в ЮУрГУ в период распределения имеется конкурс: на одного выпускника претендуют до трех-четырех работодателей. Сегодня престиж инженерных профессий очень высок, и это не может не радовать!

Прочитано 2673 раз Рубрика: [ Образование ]