Суббота, 20 Апреля 2024

Проблемы современного кинематографа

Вторник, 14 ноября 2017 00:00   Карина БАРКОВСКАЯ
«Форсаж-7», 2015 «Форсаж-7», 2015
«Трансформеры. Эпоха истребления», 2014 «Трансформеры. Эпоха истребления», 2014

Ежегодно в прокат выходят тысячи фильмов – от боевиков до детской мультипликации. Но, как известно, количество не определяет качество, а известность режиссеров и актеров и даже популярность брендов сами по себе не делают из фильма шедевр. Несмотря на  регулярный выпуск киноновинок, заметно, что современное искусство кинематографа охватывает кризис. Можно выделить несколько его причин.

Первая проблема современного кинематографа – однообразие. Количество новых идей в фильмах сокращается – рынок киноиндустрии активно злоупотребляет выпуском не имеющих конца и края ремейков (переснятых фильмов с новым видением), сиквелов (продолжений) и приквелов (предысторий). Проще говоря, на голубых экранах мы постоянно видим одно и то же. Примером здесь могут послужить серия фильмов «Форсаж», насчитывающая уже восемь частей, и перезапуск классики «Охотники за привидениями», в котором массовой аудитории не пришлась по вкусу шутка со сменой пола главных героев.

Связано это, с одной стороны, с тем, что придумывать что-то новое, оригинальное, чего еще не снималось, в условиях высокой конкуренции, когда фильмы выпускаются сотнями, становится всё труднее. Почти постоянно зритель при просмотре очередного фильма ловит себя на мысли: «Подобное я уже видел». Завлечь людей в кинотеатры гораздо проще фильмом, уже имевшим успех. Обычно каждая последующая часть оказывается хуже по качеству, интерес зрителей падает – но многие посмотрят такой фильм из любопытства: ведь интересно, что было дальше. С другой стороны, большинство современных фильмов делаются чисто для коммерции и рекламы. Например, «Трансформеры» создавались как реклама серии игрушек от Hasbro.

Другая проблема – бессмысленность сюжетов. Всё реже встречаются фильмы, которые заставляют задуматься. Популярными становятся «зрелищные» картины – то космолет летит над шестнадцатой планетой в пятидесяти световых годах от Земли, то посреди серой улочки волшебники бросаются огненными шарами в неведомое чудище, а фоном обязательно должен быть взрыв.

С развитием сети Интернет развилось и пиратство, стало вполне возможным получить доступ к новинкам кино, не платя денег за просмотр и даже не выходя из дома. На экшн-фильмах со множеством спецэффектов кинозалы всегда полны. И чем ярче спецэффекты, чем лучше они сделаны, тем популярнее будет фильм. Люди охотнее пойдут на кино со слабым сюжетом, но яркое и зрелищное, нежели на фильм, действие которого разворачивается в паре помещений и состоит из качественных диалогов с цитированием Аристотеля. Потребности аудитории всегда растут, с каждым годом зрители требуют от создателей фильмов все более ярких и разнообразных спецэффектов (светящимся мечом джедая в наше время уже никого не удивить), а это, в свою очередь, увеличивает бюджеты кино на миллионы долларов.

В последнее время внимание аудитории пытаются привлечь не только взрывами всего, чего только возможно, стрельбой во все стороны, визуальными эффектами и качественными 3D-моделями, но и сценами эротического характера. Отсюда третья проблема – прививание неверных ценностей и идеалов. Наряду с пропагандой толерантности, отсутствия расизма, в кино часто встречаются сцены насилия, мести, жестокости, курения и употребления алкоголя. На экранах стал популярен образ «хороших плохих парней», совершающих безнравственные поступки и всё равно остающихся позитивными персонажами в глазах зрителя. Иногда убийство в фильмах показывается не просто как что-то естественное, но и объясняется, что герою просто нравится убивать. Люди часто склонны подражать полюбившимся персонажам, они могут перенять модель их поведения, поэтому продумывать характеры героев кинолент нужно особенно тщательно.

Существует и такая проблема как перевирание фактов. Это касается как исторических кинолент с заставкой «основано на реальных событиях», в которых действие разворачивается совсем иначе, чем в реальности, так и научных. Почему стрельба из оружия с глушителем превращается в бой бесшумных ниндзя, а для нарушения законов гравитации достаточно сесть в машину и нажать на газ? У массовой аудитории создается ложное представление.

Не радует и нехватка новых лиц на большом экране. Часто, видя одних актеров в многосерийном фильме, публика привыкает к героям настолько, что в других фильмах эти актеры воспринимаются в том же образе. В итоге зрители не могут полностью отвлечься и погрузиться в изображенный на экране мир. Режиссеры предпочитают популярных актеров новичкам, потому что это является своеобразного рода рекламой для кино – читая перечень актеров, зритель составляет мнение о фильме еще до премьеры. Если сюжет не будет сильной стороной картины, то хотя бы хорошая актерская игра порадует. У каждого актера свой творческий почерк, который узнается в любой роли – если актер появляется на экране буквально в каждом фильме, это приедается, поэтому зрителям хочется видеть новые таланты.

Несмотря на очевидное наличие кризиса современного кинематографа, каждый зритель может найти фильм, который придется ему по вкусу, и кинокомпании, зная об этом, стараются бороться за целевую аудиторию, поддерживая высокий уровень конкуренции в сфере киноиндустрии. За короткое время могут выйти сразу несколько фильмов с похожей идеей, что подталкивает режиссеров вносить что-то новое и уникальное в свои творения. Поможет ли такая острая конкуренция вывести искусство кино из кризисного положения – большой вопрос, ответ на который мы сможем получить лишь спустя годы.

Прочитано 52772 раз Рубрика: [ Вне учёбы ]
X
Читайте также:

Студенты ИМСГН – призёры «INВЕРСИИ»

Будущие специалисты по рекламе, студенты второго и третьего курсов кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ завоевали трет...

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *