Версия для печати

Философский ноябрь

Среда, 22 ноября 2017 00:00   Редактор сайта

С 2002 года по предложению ЮНЕСКО ежегодно в третий четверг ноября отмечается Всемирный день философии. На сегодняшний день инициативу поддерживают более 70 стран, в том числе и Россия. В этом году празднование Всемирного дня философии в ЮУрГУ получилось особенно масштабным.

С 6 по 11 ноября на базе отдыха «Наука» состоялся первый в РФ международный ретрит по многообразию форм и методов философской практики. Ретрит – это особая форма интеллектуальной деятельности, которая, в отличие от привычных конференций, форумов и симпозиумов, связана с работой в малых группах, предполагает насыщенную программу, в ходе которой участники осваивают методологию философской практики в живом общении, дающем возможность выйти на новый уровень философского профессионализма, востребованного в современном образовании. Такое погружение в философскую практику – настоящее возвращение к античным традициям – существенно обогащает академическую философию в том смысле, что дает необходимый задел для критического исследования влияния философствования на повышение качества жизни, эффективность принятия решений, коммуникацию, способность к мирному выходу из конфликтов.

Ведущим ретрита стал философ-практик из США Ран Лахав – он первый в мире вывел философскую практику на международный уровень. Лабораторию «Философия для детей» вел гость из Италии Микеле Зессе. Кроме преподавателей ЮУрГУ активное участие в работе ретрита приняли Светлана Динабург из Пермского национального исследовательского политехнического университета, Юлия Волженина из Южно-Уральского государственного медицинского университета и Михаил Гаврилов из Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Целью ретрита стало знакомство академических российских философов со спецификой реализации философской практики. Ран Лахав представил три метода: философское консультирование, философские игры с детьми, философское партнерство. При ориентации на реальные кейсы преподаватели смогли почувствовать себя в роли философов-практиков, а при резонировании с отрывками из классических философских текстов – представить себя в роли философов-партнеров.

Огромную роль в ретрите как переводчики и ведущие сессии философской практики сыграли преподаватели кафедры философии ЮУрГУ Сергей Борисов, Регина Пеннер и Кирилл Резвушкин. После окончания ретрита профессор, доктор философских наук С.В. Борисов и доцент кафедры философии, кандидат философских наук Р.В. Пеннер отправились сопровождать иностранных гостей в другие вузы России. Ран Лахав при помощи российских коллег представил философскую практику в Уральском государственном педагогическом институте (Екатеринбург), Российской христианско-гуманитарной академии и Институте психоанализа (Санкт-Петербург).

С 13 по 18 ноября кафедра философии ЮУрГУ продолжила реализацию посвященного Всемирному Дню философии инновационного проекта «Дни философии». Проект начат в прошлом году. Участвовать в нем могут все желающие – студенты, аспиранты, магистранты и преподаватели вуза. С целью реализации единого стратегического научного направления кафедры в рамках Проекта 5-100 темой праздничных мероприятий в университете выбрана «Философская практика» – актуальное международное направление философских исследований. Тема нынешнего мероприятия – «Дни философии на Урале: философская практика как забота о себе и о мире». Задача Дней осталась прежней: не просто познакомить зрителей и слушателей с философской практикой как особым направлением философского знания, но и представить ее как практический способ работы со своим внутренним миром.

13 ноября в конференц-зале Университетского комплекса «Сигма» состоялось пленарное заседание, посвященное теме «Институциализация философской практики», на котором было представлено многообразие форм и методов философской практики, существующих в современной философии, а также пути ее становления как самостоятельного направления философского знания. Заведующий кафедрой философии, кандидат философских наук Е.В. Гредновская и доцент кафедры. Кандидат философских наук А.А. Дыдров представили доклад с фрагментами видео «Институциональные формы философской практики», в котором ведущие представители зарубежной и российской философской практики рассказали о своем опыте: С.В. Борисов – о создании Ассоциации российских философов-практиков, Ран Лахав – о «философском партнерстве», Л. Амир – о методологии философской практики, Р.В. Светлов – о Платоновском обществе, Л.Т. Ретюнских – о формах подачи философии детям. С.Р. Динабург представила доклад «Перспективы развития философской практики в междисциплинарном ракурсе». Профессор кафедры философии, доктор философских наук Е.Г. Прилукова – доклад «Философия детям: возможности реализации принципов “философии для детей” в современном высшем образовании».

Во второй половине дня прошел Междисциплинарный круглый стол «Экология сознания: гуманитарные ориентиры XXI века», на котором намечены точки соприкосновения в исследовании человека и общества по разделам проблематики: «Экософия», «Глубинная экология»; «Экология разума»; «Экология языка», «Эколингвистика»; «Экология телесности»; «Экология пространства», «Экологический туризм». С участниками встречи достигнута договоренность о совместной работе над коллективной монографией по тематике встречи.

14 ноября состоялся оригинальный и весьма любопытный для студентов мастер-класс «Софисты vs тролли: применение логики в интернет-дискуссиях»: ведущая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии Уральского государственного педагогического университета О.А. Блинова рассказала о логических приемах ведения спора, показала как распознавать современные интернет-софизмы, как предотвращать интеллектуальный и эмоциональный вампиризм, как эффективно представить и защитить свою точку зрения в интернет-дискуссии.

15 ноября в кинозале ЮУрГУ прошел открытый лекторий Science repose: слушатели познакомились с философией как способом научного отдыха. В форме коротких интерактивных выступлений преподаватели кафедры философии ЮУрГУ и приглашенные лекторы показали, где в повседневной жизни человек сталкивается с философией и как она может помочь найти свое место в мире. Доцент кафедры философии, кандидат социологических наук Г.Ю. Квятковский выступил с лекцией «Как искать философские идеи в музыке: формосодержание философского высказывания в музыкальном произведении», старший преподаватель кафедры философии Е.Г. Миляева – с докладом «Селфбрендинг и преодоление стресса “потери целостности”, а почетный гость, доцент кафедр ЮУрГГПУ, ЮУрГУ, ЧелГУ, кандидат физико-математических наук И.И. Клебанов – с лекцией «Художественное произведение как инструмент “самосборки” автора».

Три лекции вызвали живой эмоциональный отклик у гостей мероприятия: даже студенты не гуманитарных специальностей активно обсуждали проблемные вопросы, высказывали свое мнение и просили продолжения дискуссии.

16 ноября состоялась философско-поэтическая встреча, посвященная феномену видеопоэзии, – ее провела ассистент кафедры философии Василиса Кленовская. Мероприятие посетили такие мэтры уральской поэзии как Марина Волкова и Виталий Кальпиди. Почетным гостем вечера стал челябинский поэт Янис Грантс, представивший яркий и эмоциональный доклад о видеопоэзии на Урале. Прекрасные стихотворные строки, жаркая дискуссия о будущем поэзии и точках ее соприкосновения с философией сделали вечер незабываемым.

17 ноября актриса театра и кино, учащаяся Санкт-Петербургской академии театрального искусства, педагог по актерскому мастерству Александра Рещикова провела мастер-класс «Актерская практика как тренинг внутренней свободы», представив актерскую практику как реальный инструмент для изменения жизни. Несколько упражнений на физическое раскрепощение и свободу общения помогли студентам и преподавателям узнать о себе много нового и интересного.

Последним мероприятием Дней философии стал мастер-класс доцента кафедры философии, кандидата философских наук Ольги Пащенко «Философия – детям». Он проходил в формате эксперимента: студенты третьего курса Высшей школы электроники и компьютерных наук выступили одновременно в роли и слушателей, и экспертов. Им предложили для осмысления философские вопросы, включенные в ЕГЭ по обществоведению, которые нужно было представить в групповой работе, и поставили задачу представить себя подростками 14–16 лет, настроившись на восприятие философского знания, характерное именно для этого возраста. В конце состоялось обсуждение предложенных для подростков форм осмысления философии. Выводы оказались неожиданными: школьникам должно быть проще понимать философию, потому что в контексте общего образования у них еще нет разрыва с гуманитаристикой!

В течение всей недели на третьем этаже главного корпуса проходила стендовая презентация «Философская практика как практика и как теория», подготовленная старшим преподавателем кафедры философии Е.Г. Миляевой. На стендах были представлены история направления, его актуальные проблемы, перспективы и тенденции развития, а также творческие работы студентов вуза, посвященные философии.

Информация о новых мероприятиях кафедры философии – актуальные новости, подробное расписание мероприятий, обсуждения и дискуссии – размещается в ее паблике https://vk.com/hardthinkers.

Прочитано 3106 раз Рубрика: [ Образование ]
X
Читайте также:

Студенты ИМСГН – призёры «INВЕРСИИ»

Будущие специалисты по рекламе, студенты второго и третьего курсов кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ завоевали трет...