logo white5 100 small
Четверг, 18 Октября 2018

Проектное обучение: начало положено

Вторник, 25 сентября 2018 00:00   Юлия РУДНЕВА
Проектное обучение: начало положено Фото Олега ИГОШИНА

В ЮУрГУ запущена образовательная модель нового формата: с сентября в университете официально реализуется технология проектного обучения в магистратуре.

 

О предпосылках реализации проектного обучения в университете, его включенности в стратегию развития ЮУрГУ, структуре, команде и перспективах развития рассказывают менеджеры проекта – директор Института социально-гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева и декан энергетического факультета Политехнического института, кандидат технических наук, доцент Александр Шишков.

 

Путь к Университету 3.0

Елена Пономарева: Проектное обучение сегодня – одна из важнейших стратегических задач развития ЮУрГУ по модели «Инженерия 3.0». Оно неразрывно связано с восемью другими стратегическими задачами вуза: развитием фундаментальной науки в части обеспечения Инженерии 3.0, интеграцией ЮУрГУ в экономику Большого Урала, работой вуза с глобальными корпорациями-партнерами, реализацией в университете полиязычной среды, соорганизацией малого и среднего бизнеса, технопарком и центром инжиниринга университета, стратегией «умного города» и цифровой трансформацией университета.

Большинство задач, например развитие фундаментальной науки, интеграция ЮУрГУ в экономику Большого Урала, будут решаться непосредственно в рамках проектных групп. Цифровая трансформация университета подразумевает создание web-платформы «Цифровое облако проектов», на которой будут размещены все проекты, выполнение самих проектов также невозможно без использования современных цифровых технологий. В проектной деятельности как в гуманитарной, так и в технической областях активно развивается международное партнерство. ЮУрГУ – это уникальная площадка со множеством возможностей: от ресурсов фундаментальной науки до глобальной цифровой среды – поэтому для такого мегауниверситета проектное обучение в качестве образовательной модели наиболее органично.

 

Проектное обучение: начало

Е.П.: Подготовка к успешному запуску проектного обучения в ЮУрГУ велась в течение нескольких лет. Команда «Фабрика мысли ЮУрГУ» на протяжении года осуществляла интенсивную подготовительную работу по созданию образовательной модели, ее защите на экспертных советах и в Школе управления МАИ. Уже год идет интенсивная работа над учебными планами, шлифуется проектная документация для успешного функционирования проекта, подбираются команды, отлаживается механизм взаимодействия между структурными подразделениями, участвующими в общем проекте.

Александр Шишков: Ранее дисциплина «Проектное обучение» в порядке эксперимента была внедрена в учебный план ряда подразделений технических направлений. На кафедре экономики промышленности и управления проектами, которую возглавляет Наталья Дзензелюк, дисциплина «Управление проектами» преподается уже более пятнадцати лет. Накоплен значительный багаж знаний и опыта в этой области, реализован ряд совместных проектов с «Фортумом» и другими предприятиями региона. Также проектная деятельность в пилотном режиме начата, в частности, в лаборатории аддитивных технологий Политехнического института, в ИСГН на факультете журналистики, в ИЕТН в совместном проекте «Безреагентная фотокаталитическая очистка воды от трудноокисляемых загрязнений» с ПАО «ММК».

С нового учебного семестра нынешнего года проектное обучение из локального формата переходит на новый уровень высшего профессионального образования, приобретает статус образовательной модели. Этот опыт будет распространен на весь университет.

Е.П.: С сентября факультатив «Управление проектами» внедряется в учебный план и для студентов гуманитарных направлений подготовки, так как им необходимы компетенции в области управления проектной деятельностью. Кроме того, команда кафедры экономики промышленности и управления проектами предлагает курс «Управление проектами» для научно-педагогических работников. Это очень важный элемент поддержки для всех нас, необходимая теоретическая база, без которой невозможно успешное внедрение проектного обучения на качественной научной основе.

Мы стремимся к трансформации университета согласно модели, принятой на стратегической сессии «Инжиниринг 3.0», поэтому мы не ставим задачу жестко дифференцировать проекты, поделив их на технические и гуманитарные. Преимущество реализации проектного образования в нашем вузе – в его междисциплинарности: в составе команд – инженеры и программисты, экономисты и маркетологи, филологи и журналисты, дизайнеры и архитекторы... Здесь очень важен синергетический эффект.

А.Ш.: Другие вузы концентрируются на конкретных направлениях. В нашем университете развита как техническая, так и гуманитарная составляющая, наше преимущество – в реализации междисциплинарного подхода к проектному образованию на цифровой платформе.

 

Запуск проектов

Е.П.: При принятии решения о запуске каждого проекта мы опирались на четкие параметры, заданные в момент формирования конкурса паспортов.

Акцент ставился на междисциплинарности проекта, на его полезности, востребованности, актуальности, на наличии обязательного внешнего заказчика. В заявленных проектах среди заказчиков – промышленные предприятия – партнеры ЮУрГУ: Emerson, ММК, SMS-group, а также Европейская ассоциация преподавателей журналистики, министерства и ведомства области. В ряде случаев в качестве заказчика выступает ЮУрГУ, при условии, если это значимый для университета проект. В качестве результата должен быть получен конкретный продукт: технология, матрица, модель, ПО. У каждого проекта обязательно должен быть только один руководитель.

Одним из важных условий был запуск проектного обучения на базе магистратуры. Но нужно отметить, что несколько пилотных проектов были запущены для апробирования в рамках бакалавриата и специалитета, чтобы студенты еще до магистратуры почувствовали вкус реальной деятельности, командной работы. Это значимо и в качестве экспериментальной площадки, которая в следующем году позволит уже на основе апробированной методологии расширять проектное обучение, в том числе на базе бакалавриата и специалитета. Впрочем, бакалавры и специалисты активно вовлекаются в проектные группы, организованные на базе магистратуры, и выполняют свои конкретные функции, вносят вклад в общее дело.

Также очень важно соблюдение всех технических параметров заявки на проект. Напомним, что цель проектного обучения – получение профессиональных компетенций, навыков посредством работы над конкретным проектом, поэтому в заявке должны быть четко прописаны ее научная и практическая составляющие, определены задачи и сроки работы, промежуточные и итоговый результаты. Изначально заявок на проекты было более 60, но многие из них не прошли экспертизу по техническим причинам, так как были заполнены без учета технических требований. На сегодняшний день в работу запущено 29 проектов, решение о запуске каждого из них принималось коллегиально. Реестр проектов размещен по адресу https://www.susu.ru/sites/default/files/news/obnovlennyy_reestr_proektov_19.09.18.docx.

 

Студенты в проектном обучении

А.Ш.: В составе каждой проектной команды должно быть не менее пяти студентов, так как во время участия в проекте они должны приобрести навык работы в команде. Основная цель проектного обучения – приобретение наряду с заложенными в образовательную программу новых дополнительных компетенций, которые определены в результате взаимодействия с работодателем – по его запросу. К выпуску из магистратуры у каждого студента должно быть портфолио. Это один из ключевых моментов мотивации к участию в проектном обучении. Студенты добровольно пишут заявление об участии. Если проект неинтересен и студент с ним не справляется, он может выйти из состава участников и дальше учиться по своей образовательной траектории. Предполагается, что к финалу обучения в магистратуре команда будет развиваться и продвигать свои практические и научные разработки. Работодатель в таком случае получает и готовый проект, и команду профессионалов.

Е.П.: Основной пул проектов станет реализовываться в рамках магистратуры. Тому есть несколько причин. Во-первых, у магистрантов уже сформированы профессиональные компетенции, а это значит, что их работа в рамках проектного обучения будет более осознанной. Во-вторых, период обкатки программы проектного обучения в течение двух лет максимально удобен. В магистратуре студенты за относительно короткий срок – два года – смогут получить новые компетенции и трудоустраиваться, уже имея портфолио с серьезными профессиональными наработками, реальными навыками.

В ряд проектов будут привлечены самые талантливые и активные студенты бакалавриата. Например, костяк проекта «Виртуальный музей» составляют магистры-филологи, но программист проекта – бакалавр четвертого курса ВШ ЭКН, дизайнер – также бакалавр четвертого курса. И это не исключение, а правило. Так мы способствуем развитию междисциплинарных связей между подразделениями вуза.

 

Команда проекта

Е.П.: Команда проекта – это мегакоманда. Она складывалась из нескольких составляющих. Проектное образование – это детище ректора Александра Шестакова. Работа над проектом началась на стратегических сессиях ЮУрГУ, а далее под руководством проректора по учебной работе Андрея Шмидта модель разрабатывалась участниками «Фабрики мысли ЮУрГУ» – команды университета, которая обучалась в рамках Школы управления МАИ. Сейчас нашу команду проекта возглавляет проректор по учебной работе Андрей Радионов. Мы с Александром Шишковым – менеджеры проекта. В составе нашей команды – начальник Учебно-методического управления Игорь Сидоров. Проектное обучение подразумевает принципиально иной подход к созданию учебных планов. Теперь у студента в рамках проектного обучения есть право выбора. Он сам формирует свою образовательную траекторию и выбирает дисциплины в своей части проекта. Учебный план становится гибким. УМУ и лично Игорь Владимирович очень много сделали для разработки новой матрицы. Также над новыми гибкими учебными планами работали все директора институтов и высших школ и ученые секретари. Активно работает в команде Отдел контроля, лицензирования и аккредитации образовательной деятельности (начальник ОКЛА – Дмитрий Харитонов, заместитель начальника – Максим Нестеров).

Очень действенная, важная часть команды – люди, которые разделяют идеологию проектного обучения и очень многое для этого делают. Это директора институтов и высших школ, ответственные за этот проект по институтам и высшим школам. Для нас очень важно избежать барьеров и работать слаженно. Для своевременного и качественного принятия решений организован семинар-совещание по реализации проектного обучения, в котором принимают участие руководители проектов, ученые секретари и руководители структурных подразделений. Заседания семинара будут проводиться два раза в месяц. Первое заседание состоялось 19 сентября.

 

Web-платформа «Цифровое облако проектов»

Е.П.: «Цифровое облако проектов», которое разрабатывается под руководством проректора по информатизации Леонида Соколинского, станет местом встречи заказчика и проектной команды. Заказчик выкладывает в облаке заказ – проект, который он хочет вынести на аутсорсинг и реализовать в ЮУрГУ.

Также в облако будут выложены реестр выполненных проектов и банк заявок от участников потенциальных проектов. Руководители проектов, используя данные облака, смогут подбирать себе команду. Заказчиками проекта смогут выступать и сами студенты. После размещения заявки заказчиком система оповестит о новом проекте всех студентов, у которых есть соответствующие компетенции. Участниками проекта смогут стать и инициативные школьники – а это гарантия того, что к нам придут заинтересованные высокобалльники, увлеченные такой деятельностью, полюбившие университет.

Одна из основных идей проектного обучения – принципиальное уменьшение бюрократической составляющей. Команда проекта должна собираться, минуя все бюрократические структуры. Сегодня идет активная работа над созданием «Цифрового облака», и в ближайшее время оно начнет действовать.

Прочитано 68 раз Рубрика: [ Образование ] Последнее изменение Пятница, 28 сентября 2018 15:50
X
Читайте также:

Вуз готовится к саммитам

В Южно-Уральском государственном университете состоялась презентация нового структурного подразделения под названием «Дирекция по подготовке к саммита...

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *