logo white5 100 small
Четверг, 18 Октября 2018

От первого колышка – до символа города

Пятница, 28 сентября 2018 00:00   Редактор сайта
Строительство главного корпуса ЧПИ Строительство главного корпуса ЧПИ
Институт размещался в помещении школы по улице Тимирязева Институт размещался в помещении школы по улице Тимирязева
А.Я. Сычев А.Я. Сычев
В.В. Мельников В.В. Мельников
Общежитие № 1 Общежитие № 1
Переоборудование кузницы в лабораторию сварки Переоборудование кузницы в лабораторию сварки
Прокладка коммуникаций возле ЧПИ Прокладка коммуникаций возле ЧПИ

«Уважаемый читатель! Оглянись, присмотрись к зданиям, которые тебя окружают, – и ты увидишь, что здания ЮУрГУ очень интересны и у каждого своя история, которая создается здесь и сейчас».

Так обращаются к студентам, преподавателям и сотрудникам вуза авторы двух брошюр, вышедших минувшим летом под эгидой Архитектурно-строительного института ЮУрГУ и посвящённых ветеранам АСИ и истории строительства корпусов и общежитий университета.

Один из них – бывший сотрудник вуза Александр Метла, с которым читатели «Технополиса» знакомы по материалу о ликвидации в ЮУрГУ последствий падения Челябинского метеорита.

Сегодня мы начинаем публиковать главы из, возможно, будущей книги Александра Метлы о возведении всех сколько-нибудь значимых зданий и сооружений ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. Давайте вместе вспомним, как шло становление нашего вуза, что называется, от первого колышка – до одного из символов города.

 

«Без теории нам смерть!»

Для выполнения послевоенного плана восстановления и развития народного хозяйства кроме миллионов рабочих рук потребовалось и большое количество специалистов с высшим образованием. Согласно статистическим данным, не хватало 126 тысяч инженерно-технических работников и 198 тысяч служащих (фактически это численность четырех общевойсковых армий). Среди руководителей предприятий и учреждений недоставало тысяч тех, кто вместе с рабочим классом создавал мощную отечественную индустрию в годы предвоенных пятилеток. На смену им пришли инженерно-технические работники и передовые рабочие, выдвинутые на руководящие должности, но недостаточно подготовленные теоретически.

Во время войны, начиная с 1941 года прием в вузы был сокращен на 41% по сравнению с мирным временем; число вузов уменьшилось с 817 до 460; в 3,5 раза сократилась численность студентов и более чем вдвое – преподавателей; сроки обучения за счет ускоренной подачи материала сокращались до 3–3,5 лет, многие студенты при этом работали. Всего за военные годы было подготовлено 302 тысячи специалистов с высшим и 540 тысяч – со средним специальным образованием – значительно меньше, чем за три предвоенных года.

Чтобы представить, сколь остро стояли вопросы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, достаточно указать, что насыщенность народного хозяйства инженерами в 1950 году составляла только 89 человек на 10 тысяч рабочих и служащих, ниже, чем в 1940-м!

Уже в 1945–1946 годах государственный бюджет предусматривал сокращение военных расходов, резкое увеличение ассигнований на развитие народного хозяйства, восстановление сети учебных заведений, проведение социально-культурных мероприятий. Увеличился прием в школы и институты. Во многих вузах возобновили работу факультеты, закрытые в годы войны. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Модернизировались шахты и доменные печи, механизировались тяжелые и трудоемкие процессы, были сделаны первые шаги по автоматизации производства.

Наш регион в то время – это, в первую очередь, металлургия (Магнитогорск, Нижний Тагил), машиностроение (Челябинск, Златоуст) и химическая промышленность (Соликамск, Березники). Значительно выросла топливная и энергетическая база индустрии Урала. В этот период были введены в действие Южно-Уральская, Серовская, Верхне-Тагильская, Аргаяшская и Троицкая ГРЭС, а также мощные ТЭЦ – Березниковская № 4, Богословская, Курганская, Магнитогорская, Ново-Троицкая, Соликамская и другие. Росли максимальные мощности строящихся электростанций, повышалась автоматизация и телемеханизация производственных процессов. На многих тепловых электростанциях устанавливались новые паротурбинные агрегаты. В 1950-е протяженность линий электропередач на Урале увеличилась вдвое.

Одновременно происходило становление современной структуры оборонно-промышленного комплекса, основой которого стали «ракетно-ядерное» и «танковое» направления промышленности. Несмотря на острую нехватку сил и ресурсов, полным ходом шло строительство ряда «закрытых» городов. Уже в 1948 году в Челябинской области был построен реактор по производству плутония.

Всё это, в свою очередь, требовало развития строительной индустрии, транспорта и связи. Осуществить грандиозные задачи с теми кадрами, которые имелись в стране после войны, было невозможно. Возникла необходимость не просто увеличить численность персонала, а изменить или повысить квалификацию десятков миллионов рабочих и специалистов.

 

Создание «политеха»

Проблема кадров встала во весь рост в процессе реализации нескольких крупных производственных программ на предприятиях Урала и восточных районов страны. Для преодоления острого дефицита специалистов инженерной направленности Совет Министров СССР своим постановлением № 1671 от 26 апреля 1949 года разрешил Министерству высшего образования СССР организовать в 1951 году в Челябинске политехнический институт на базе Челябинского механико-машиностроительного института путем объединения с ним Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Постановление, утвержденное председателем Совета Министров СССР И.В. Сталиным, разрешало также провести проектные работы по строительству учебных заведений для Челябинского политехнического института в пределах лимитов, выделенных министерству на 1949 год по проектированию строительства будущих лет, и организовать в 1950 году в Челябинске строительно-монтажное управление для строительства зданий Челябинского политехнического института в пределах численности административно-хозяйственного персонала организаций министерства. Кроме того, Госплану СССР поручалось рассмотреть с планом на 1950 год вопрос об объеме ассигнований на возведение зданий нового вуза.

Введение в название института термина «политехнический» предполагало значительное расширение перечня специальностей, по которым будет осуществляться подготовка специалистов и научная разработка передовых производственных решений. В 1951–1957 годах к двум уже существовавшим в ЧММИ факультетам – механико-технологическому и танковому (впоследствии автотракторному) добавляются новые: энергетический, металлургический, инженерно-строительный, механический и приборостроительный, а также создается сеть филиалов вуза, прежде всего в горнозаводской зоне Челябинской области.

Высокие темпы роста численности рабочих кадров в тяжелой и средней (Атомстрой) промышленности обеспечили опережающее развитие всех ее отраслей, а успехи индустрии стройматериалов – огромный размах восстановительных и строительных работ, осуществлявшихся в те годы.

С 1943 года началось восстановление системы высшего образования. Кризис преодолели в кратчайшие сроки. Особенно быстро развивалась система вечернего и заочного образования – на многих крупных предприятиях открывались филиалы и отделения вузов и техникумов для подготовки инженерно-технических кадров из местных рабочих. В послевоенные годы в СССР обучалось студентов больше, чем во всех странах Европы и Азии вместе взятых. Например, только за три года, с 1951-го по 1954-й, численность вузовских выпускников увеличилась в 2,2 раза, а общее число учащихся к концу 1950-х превысило 16 миллионов человек. И, тем не менее, потребности страны не были удовлетворены, особенно по специальностям, связанным с новыми научными направлениями.

В первые послевоенные годы особую роль в решении задачи подготовки кадров сыграла массовая демобилизация. К 1948 году погоны сняли 8,5 миллиона человек, причем почти половина из них направлена на работу в промышленность. Например, вот что писали в своем обращении к Военному совету Уральского округа военнослужащие одной из частей: «Мы уходим из армии, которая стала для нас жизненной и боевой школой. В ней сформировались наш характер, неукротимая воля к победе, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели. Наша танковая часть, в которой мы прослужили многие годы, за время войны дала немало танковых экипажей, из числа которых вышли тысячи орденоносцев и десять Героев Советского Союза… Заверяем, что понесем на заводы, колхозные поля наше умение, настойчивость и волю в достижении новых успехов, в укреплении экономической мощи нашей Отчизны». А на Уралмашзаводе фронтовики по предложению Героя Советского Союза М.И. Денисова выступили инициаторами соревнования за быстрое овладение профессиями и перевыполнение производственных планов. Проведение демобилизации не только дало массу гражданских специалистов, но и существенно изменило состав студенчества. Участники войны, поступавшие в вузы и техникумы, освобождались от приемных экзаменов (это касалось и ЧММИ – ЧПИ).

В становлении и строительстве ЧПИ фронтовики сыграли огромную роль. В их числе – возглавлявший институт в 1951–1962 годах Алексей Яковлевич Сычёв и его преемник Виталий Васильевич Мельников, занимавший пост ректора до 1985 года.

Имя Алексея Яковлевича Сычёва вписано в историю не только Челябинска, но и всей страны. Вот лишь несколько штрихов к его портрету: «…заместитель начальника по политчасти 65-й армии Донского, затем Центрального фронта, заместитель военного коменданта городов Люблин и Варшава, начальник торговли и промышленности советской оккупационной зоны Берлина. Награжден медалью “За оборону Сталинграда”, орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды, медалью “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”. За работу в ЧПИ награжден орденами Ленина и “Знак Почета”. После демобилизации из армии в 1946 году возвратился к педагогической работе. С 1946 года по 1951 год – доцент УПИ. В 1951 году назначен директором Челябинского политехнического института, защитил докторскую диссертацию…» – говорится в книге «Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…», вышедшей в 2005 году в Челябинске.

В центре внимания А.Я. Сычёва было строительство нового здания института. Именно он выбрал территорию для возведения здания главного корпуса. Алексей Яковлевич каждый месяц подолгу находился в Москве, занимаясь проблемами выделения лимитов капиталовложений и строительных материалов. Одновременно он успешно решал вопросы, связанные с увеличением контингента студентов и открытием новых факультетов, многое сделал для создания вечерних отделений и сети филиалов ЧПИ. А.Я. Сычёв не только являлся научным руководителем аспирантуры, но и установил прочные организационно-научные связи между ЧПИ и ведущими промышленными предприятиями региона, такими как Челябинский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский завод тяжелого машиностроения.

Виталий Васильевич Мельников в феврале 1942 года, будучи студентом-третьекурсником, добровольцем ушел на фронт. «Прошел путь от рядового до майора. Служил комиссаром батареи, замполитом, офицером артиллерийской разведки, помощником начальника штаба полка. Войну окончил в должности начальника артиллерийской разведки корпуса . Воевал в Белоруссии, Прибалтике, Польше. День Победы встретил в боях под Кенигсбергом. После демобилизации вернулся в УПИ. Учился и активно занимался общественной работой. УПИ окончил с отличием. Назначен директором Уральского дома техники, где проработал три года. В августе 1962 года назначен ректором Челябинского политехнического института. Характерными чертами Виталия Васильевича являлись организованность, трудолюбие, высокая личная ответственность за порученное дело, умение мобилизовать и организовать людей на выполнение поставленных задач, требовательность и человечность. Активно участвовал в общественной жизни. Боевые награды: ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, два ордена Отечественной войны II степени, многие медали. Награды мирного времени – ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета” и многие медали», – сказано в той же книге.

В ЧПИ Виталий Васильевич руководил крупными комплексными НИР по анализу и синтезу больших радиотехнических комплексов, созданию аппаратуры и испытанию ее в полевых условиях. За два десятилетия под его руководством ЧПИ превратился в один из крупнейших технических вузов страны, образовательный, научный, культурный и спортивный центр Южного Урала. В этот период в институте сформировано свыше сорока научных школ и направлений.

При А.Я. Сычеве и В.В. Мельникове построена большая часть зданий Челябинского политехнического.

(Продолжение следует).

Прочитано 748 раз Рубрика: [ ЮУрГУ - 75 ] Последнее изменение Пятница, 05 октября 2018 15:01
X
Читайте также:

Прорыв в рейтинге

Южно-Уральский государственный университет поднялся на 43 позиции в рейтинге вузов – участников стипендиальной программы Владимира Потанина, зан...

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Ваше имя *
Эл. почта  *